Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /home/dariaamo/public_html/wp-content/plugins/jetpack/_inc/lib/class.media-summary.php on line 77

Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /home/dariaamo/public_html/wp-content/plugins/jetpack/_inc/lib/class.media-summary.php on line 87
Стенли Келеман. Воплощая опыт. Глава 1
Стенли Келеман. Воплощая опыт. SUN-N-CLOUDS.RU

Стенли Келеман. Воплощая опыт. Глава 1. Природа организующего процесса

Любая деятельность включает в себя движение, и у любого движения — неважно, насколько простого или сложного — имеется организующий процесс. Этот организующий процесс основывается на биологическом законе, гласящем что мышцы сокращаются и что за сокращением всегда следует расслабление. Действия мышц имеют волнообразную природу. Они не могут пребывать в состоянии постоянного спазма или вечного расслабления. Мышцы удлиняются и сокращаются, расширяются и сжимаются. Ритм расширения может быть кратким или всеобъемлющим. Микро-волны или макро-волны различных состояний мышц называются тонусом. На протяженности мышечного движения иногда напряжения меньше, иногда больше. Любая деятельность, даже торможение включает этот организующий процесс движения. Понимание организующего процесса — самое важное в обучении себя новому поведению, поскольку мышечный тонус может быть изменен нервными центрами синапсов спинного мозга или через синапсы головного мозга.

Все ощущения, все эмоции, все мысли на самом деле являются организованными моделями движения. Изменяя базовые волны мышечных сокращений люди управляют своими эмоциями или моделями физического напряжения.

Различные психо-физические методы признают существование организующего процесса и применяют его в своих техниках: массаж и глубинное давление (deep pressure), активные физические упражнения — бег и плавание, искусство танца и движения, медитации, биоэнергетический подход к расслаблению мышечного напряжения, переобучающие техники Александера и Эдмунда Якобсона.

Организующий принцип

Главное место в жизни занимает внутренне присущее ей свойство: организующий импульс. Любая жизнь стремится создать порядок, повторить порядок. Это видно в генетическом коде и в порядке природы. Порядок и организация соответствуют внутреннему стремлению или побуждению, которые организуют поведение.

Жизнь — как на микроуровне клеток, так и на макроуровне общества или индивидуального организма — создает порядок. Стремление к порядку присуще каждой клетке. Из создания порядка возникает смысл и значение. Одно скопление клеток общается с другим. Одна часть сообщает о своей деятельности другой, чтобы объединиться с ней в целое. Этот диалог уточняется потоком сигналов, идущих от наших органов чувств, эмоций и действий, которые мы предпринимаем.

Наша глубинная личность озабочена тем, как мы организованы. Индивидуальность — это не чья-то идея о том, кто мы такие, и не социальный конструкт. Это распознавание того, какие действия мы совершаем, ощущения порядка, которое мы устанавливаем в процессе жизни. Этот естественный процесс становится фундаментом нашей личной жизни и предлагает нам непосредственное, очень живое и яркое ощущение того, кто мы есть.

Порядок — это не указание «создать порядок». Скорее, это наш способ совершать поступки, вбирать в себя события, переваривать их и действовать в соответствии с ними. Порядок — это глубоко подсознательное ощущение, которое сложно выразить в словах. Когда что-то не в порядке, неорганизованно, человек чувствует это и старается все привести в порядок.

Однажды найденные, порядок и организация становятся основой личной идентичности и их не так-то легко разрушить. Когда нарушен внутренний порядок человека, возникает целая связка реакций — раздражение, грусть, беспомощность и гнев.

Правила и ритмы природы всегда выступали организующей средой для человеческих дел. Знакомство с организующим принципом дает понимание разницы между жизнью под руководством внешних сил и сознательной жизнью, между фатумом и выбором.

Аккордеон

Образ аккордеона хорошо иллюстрирует организующий процесс. Принцип действия обоих — возникновение и отпускание напряжения и давления. Эти различные состояния напряжения и давления формируют наш язык. Например, частота сердечного ритма зависит от повышения и понижения давления. Расширение и сжатие — систола и диастола. Сердце бьется чаще, когда мы испуганы, и замедляет свой ритм во время сна.

Спонтанные и естественные действия, такие как бьющееся сердце или малыш, сосущий грудь, — модели организованного движения. «Сиди спокойно», «будь послушным», «замолчи» — эти инструкции мы сознательно организуем в определенные телесные модели. Многие из них дают нам возможность повзрослеть, но другие становятся причиной конфликта и боли. «Я хочу потянуться навстречу другому человеку, но я должен сидеть спокойно» — один из примеров.

Этот принцип — напряжения в теле возникают из-за вмешательства в ритм сокращения и расслабления — служит основанием процесса телесной терапии. Ее цель — восстановить модель расширения и сжатия. Применяя технику, основанную на образе аккордеона, я прошу клиентов усилить и напрячь мышцы, задействованные в определенной модели поведения, а потом медленно, часть за частью, отпускать их. Я намеренно не прошу их расслабиться вначале, но наоборот — сначала напрячься, а потом расслабиться, для того чтобы восстановить поток этой модели поведения.

Процесс аккордеона показывает, как эмоции запрещаются или выражаются, как мысли становятся действиями, как возникают смысл и значение. Принцип аккордеона имеет определенные стадии и конкретные шаги. Чувства, образы, возбуждение и торможение — все включено. Последовательность выявления организующих процессов человека называется методом КАК.

Стенли Келеман. Воплощая опыт. Глава 1
ОРГАНИЗУЮЩИЙ ПРОЦЕСС. Форма — больше формы — еще больше формы — меньше формы — еще меньше формы

Применение в повседневной жизни

Несколько лет назад у меня начались ишиалгические боли слева. Мне становилось все хуже, никакое лечение не помогало. В конце концов я понял, что когда я сажусь в свою маленькую машинку или выхожу из нее, я нахожусь в очень нестабильном положении и переношу весь вес на одну ногу. От этого у меня развился мышечный спазм, который и вызывал боли. Чтобы прекратить эту привычку, мне нужно было останавливать себя каждый раз, когда я садился в машину или выходил из нее. Пока я обучал себя не делать так, не повторять автоматически эту модель поведения, я хорошо увидел, что я делал бессознательно.

Как мне использовать себя так, чтобы выходить из машины в более стабильном положении? Мне нужно было более равномерно распределять вес на обе ноги, поворачивать бедра, и вставать, при этом не ударившись головой о крышу машины. Я очень медленно обучался новому поведению, и это позволило мне прекратить действовать автоматически. Сначала я представил, как мои бедра и ноги двигаются в обычном порядке. Затем я попытался почувствовать, как я делаю это, внимательно следя, чтобы картинка, восприятие и действия соответствовали друг другу. Я прекратил ездить на машине на некоторое время, пока спазм пройдет. Как только спазм прошел и бедро перестало болеть, с смог разработать новый способ садиться в машину, попрактиковаться в нем и прочувствовать его на мышечном уровне. Когда я изучал, как работают мои мышцы, органы чувств, образы и эмоции, я увидел динамическую картину своего тела, перекашивающегося в эмоционально нагруженных ситуациях, и процесс формирования модели мышечных зажимов.

У каждого есть сложно организованные последовательности действий и модели самовыражения. Например, когда мы злимся, мы запрограммированы на такие реакции как плач, крик или драка. Некоторые модели поведения мы применяем, чтобы подавить, спрятать или затормозить нашу реакцию. Мы учимся не плакать или контролировать свой взрывной характер. Все мы стараемся контролировать или прятать социально неприемлемое поведение и обучаемся социально одобряемому поведению. Мы стараемся уловить образ или идею желательного, а потом при помощи мышц совершаем необходимые действия.

Сколько раз мне приказывали перестать плакать, когда я был ребенком? Если я чувствовал, что вот-вот расплачусь, я начинал кусать губу. Я помню, как я закусывал губу снова и снова. Я делал это до тех пор, пока мне уже достаточно было просто сжать челюсти, чтобы не заплакать. Во взрослом возрасте я продолжал сжимать челюсти, чтобы не заплакать. Когда я задумался о том, как мне удается не заплакать или не проявить мягкости, я сказал: «Я просто делаю это». Если бы я продолжил спрашивать себя, как же именно я делаю это, я, возможно, обнаружил бы, что «я сжимаю сжимаю грудные мышцы» или «я представляю себя высоким и сильным и пытаюсь стать высоким и почувствовать, что я сильный». Я сжимаю мышцы живота, очень ровно держу голову, сжимаю челюсти. Если я чувствую, что все равно вот-вот расплачусь, я напрягаюсь все сильнее, пока не превращаюсь в один гигантский зажим.

Мы все делаем это, сознательно или бессознательно, шаг за шагом. Мы напрягаем мышцы, потом еще другие мышцы, пока не возникает определенная модель поведения. Хотя мы в конце концов создаем у себя в голове образ и чувство эмоциональной силы, зажатость становится основой образа себя и сопровождает мысль «Я сильный».

Основная цель соматической процесса — помочь человеку выявить эти модели использования себя. Научиться, как прекратить применять эту модель — вторая часть процесса. Прежде чем модель можно будет изменить, совершенно необходимо понять, как она возникает. Мозг можно обучить распознавать различные модели возникновения напряжения во всех наших действиях.

Например, когда человек злится, он сжимает кулаки. Если он попробует сжимать кулаки не так сильно, то, скорее всего, он не почувствует того гнева, с которым хочет работать. Но если он будет сжимать кулаки все сильнее, он увидит свой гнев. Если он сожмет кулаки как можно сильнее, то потом сможет их потихоньку разжимать. Он увидит, как ощущается сжимание и разжимание кулаков на каждой стадии и научится через усиление злиться все меньше и меньше. Затем можно будет вовсе отказаться от сжимания кулаков в качестве модели выражения гнева и начать вести себя по-другому. Например, проговаривать вслух: «Я злюсь» или «Не делай так».

Когда мы сжимаем челюсти или закусываем губу, возникает определенная последовательности мышечных действий. Этот диапазон усиливающегося и ослабляющегося мышечного напряжения формирует процесс эмоционального и поведенческого контроля. Это способ сформировать определенное поведение и создать новые формы.

Стенли Келеман. Воплощая опыт. Глава 1
ПРОСТРАНСТВО ПУЛЬСАЦИИ: Сокращение: вовнутрь, прочь от мира — Расширение: к миру, прочь из внутреннего пространства — К миру и от Мира; вовнутрь и наружу

Стенли Келеман. Воплощая опыт. Глава 1
ПРОСТРАНСТВО ОТ СЖАТОСТИ К РАСШИРЕНИЮ

Что такое процесс КАК

Упражнение КАК дает вам возможность рассмотреть, как вы осуществляете конкретную деятельность — как вы проходите путь от образа действия к реальному действию. Нужно просто спросить себя: «Как я это делаю?». Например: «Как я читаю эту книгу?». На этот вопрос вы можете ответить по-разному. «Я сижу в кресле. Я держу голову прямо. Я читаю с ожиданием и скептицизмом. Когда мне нравится, я задерживаю дыхание. Я чувствую себя отстраненно. Я не позволю себе слишком воодушевляться».

Упражнение КАК позволяет вам узнать себя, осознать последовательности ощущений и двигательно-эмоционального ритма. Это необходимо вашему мозгу, чтобы интегрировать новое поведение. Упражнение КАК ясно показывает, как вы применяете себя в любой конкретной ситуации. После того, как вы изучите основную последовательность шагов, вы сможете применять его в других ситуациях. Вы можете вспоминать прошлые поступки и сопровождающие их мышечные зажимы, видеть, как вы делаете то, чего делать не хотели бы, и развивать новые варианты применения себя в будущем.

Стенли Келеман. Воплощая опыт. Глава 1
АККОРДЕОН: РАСШИРЕНИЕ И СОКРАЩЕНИЕ

Пять шагов КАК

Процесс КАК состоит из пяти шагов, каждый из которых определяется вопросом:

  1. Шаг первый. Что я делаю?
  2. Шаг второй. Как я это делаю?
  3. Шаг третий. Как мне перестать это делать?
  4. Шаг четвертый. Что произойдет, если я перестану делать это?
  5. Шаг пятый. Как мне использовать то, что я узнал?

Чтобы применить процесс КАК и упражнение «Аккордеон» — усиление и расслабление мышечного напряжения — нужно пройти несколько шагов. Сначала у вас есть картинка в форме образа, или идеи, или чувства, что, по вашему мнению, было бы правильно сделать. «Я вижу себя сильным». «Я чувствую себя сильным». Или образ может возникать из слов других людей. Затем эти образы воплощаются при помощи очень конкретных действий в социальную позу. Например, мышцы шеи и спины зажимаются для того, чтобы показать гордость и решимость, или поджимаются мышцы живота, чтобы показать самоконтроль.

Если эти модели сжатия или напряжение становятся болезненными, вы пытаетесь найти облегчение — принимаете горячую ванну, наркотики или алкоголь, идете на массаж, пытаетесь действовать противоположным образом. Например, многие пытаются справиться с напряжением чрезмерной гордости скромным поведением. Некоторые люди понимают, насколько они напряжены, и спонтанно отпускают все мышечные зажимы. Когда вы останавливаете, тормозите или расслабляете долговременное напряжение глубоко укоренившихся автоматических моделей поведения, вы ощущаете глубокий телесный поток ощущений и чувств — мощный ответный поток, который невозможно выразить словами. Его называют моментом «Ага!», интуицией или озарением. Эта реакция — важное внутреннее событие, раскрывающее следующую стадию самоорганизации.

В этой точке доступа к интуиции нужно сделать определенный выбор. У вас есть то, чего не было раньше — озарение, чувство, действие, новый опыт. Вы можете здесь остановиться, веря, что такие переживания изменяют вас сами по себе. Или вы можете забыть то, что случилась, или попытаться применить это знание в жизни с наскока — тут вас переполнят ощущения и вы почувствуете свою неадекватность. Вы можете задержаться в этой точке осознания в надежде еще что-нибудь получить. Вы можете отрицать свой опыт и отстраниться от него. Или вы можете создать ритуал пошагового обучения себя тому, что вы узнали, и начать создавать новую форму. Последний шаг — это ваша реакция. Что вы будете делать с достижениями предыдущих четырех шагов.

Чтобы потренироваться в методе КАК, на первом шаге представьте, как вы видите себя или думаете о себе в конкретной ситуации. На втором шаге выявите мышечную модель: как вы воплощаете этот образ. Например, «Я зажимаю мышцы шеи, чтобы быть гордым». На третьем шаге разрушьте эту мышечную модель — например, вашу зажатую шею. На четвертом шаге побудьте с этим переживанием, посмотрите, какие возникнут озарения, чувства и эмоции. И, наконец, на пятом шаге отметьте свою реакцию на первые четыре шага. Вы хотите практиковать новое поведение, отказаться от этого опыта или ищете новых откровений?

Таким образом, упражнение КАК включает в себя несколько вопросов:

  1. Шаг первый. Как я представляю себя в текущей ситуации?
  2. Шаг второй. Как я создаю этот образ на мышечном уровне и поддерживаю его?
  3. Шаг третий. Как мне прекратить на телесном уровне воплощать себя таким образом?
  4. Шаг четвертый. Что случится, когда я прекращу это делать?
  5. Шаг пятый. Как я реагирую на первые четыре шага?

Пример выполнения упражнения КАК

Шаг первый: образ текущей ситуации.

Я жду. Я создаю образ ситуации, задаю ему форму. Я говорю себе, что это временная ситуация. Я создаю картинку как «время проходит» или «я развлекаю себя». Я наблюдаю, как события приближаются к определенному ожидаемому финалу.

Стенли Келеман. Воплощая опыт. Глава 1
ШАГ 1. Поверхность — Образ — История — Ситуация — Структура

Шаг второй: как я применяю себя.

Усиливая мышечные напряжения, я ощущаю, как я применяю себя. Мышечные зажимы — это диалог, создающий образ намерения. Я спрашиваю, как я практикую терпеливость, как мне удается «относиться к этому легко» или «есть слона по кусочкам». Возможно, я иду медленнее, или делаю шаги меньше. Или я зажался, чтобы подавить нетерпение. Может, я сжимаю грудную клетку, чтобы контролировать дыхание, или сижу словно аршин проглотил, сжав колени, сужая личное пространство, сжимая внутренние органы, чтобы быть терпеливым. Эти позы становятся телесными образами, которые можно исследовать сознательно.

Стенли Келеман. Воплощая опыт. Глава 1
ШАГ 2. Организация: создание второго слоя опыта

Шаг третий: как разобрать структуры, которые больше не нужны, и прекратить их практиковать.

Используйте упражнение «Аккордеон». Усиливая напряжение, как, например, сжатая грудная клетка или колени, и доведите напряжение до максимума, а затем постепенно расслабляйтесь, понемногу отпускайте напряжение, расслабляйте зажимы и ощущайте, как удлиняются мышцы. Этот процесс прекращает организованный зажим. Интенсивность формы снижается, это как сбить температуру. Усильте больше, еще больше, еще немного, а затем немного отпустите, еще чуть-чуть, еще — так проявляется принцип аккордеона. Сильно, легче, еще легче. Форма, больше формы, меньше формы.

Стенли Келеман. Воплощая опыт. Глава 1
ШАГ 3. Разборка: создание третьего слоя опыта

 

 

Шаг четвертый: культивирование, создание.

Диалог нейронных порядков, визуальных и эмоциональных воспоминаний и мышечных действий медленно создает тишину. Это во многом культивирование. В этой паузе я нахожу естественный водоворот восхищения, оглушающую тишину чувств, или множество электрических восходящих потоков, которые согревают и плавят. Гормоны в мозге вызывают образы нового опыта вместе с воспоминаниями о прошлом. Я могу создать воспоминание, как я ребенком ждал свою маму на автобусной остановке, и мне казалось это ожидание вечностью. Потом я вспоминаю, что она вернулась. Или я могу ощутить, что мне не обязательно ждать с такой прямой спиной. Я могу чувствовать себя совершенно по-другому. Моя модель беспокойного ожидания разрушается, и я могу ждать совсем уникальным образом.

Стенли Келеман. Воплощая опыт. Глава 1
ШАГ 4. Создание — Глубина — Пауза — Взращивание — Рост

Шаг пятый: использовать то, что я узнал.

Здесь у нас есть выбор. Я могу забыть весь свой опыт и вернуться к старым способам реагирования. Я могу повторить все пять шагов или зависнуть на первом. Я могу бесконечно ожидать новых озарений или чувств. Или я могу применить то, чему я научился, и сформировать новый способ реагировать. Для этого я практикую ожидание по-новому, перевожу озарения в действия. Я постоянно напоминаю себе использовать глаза, мышцы, ноги по-другому. Я напоминаю себе расслабить грудную клетку, не сжимать колени, дышать глубже. Так мой внутренний мир объединяется с внешним миром, мое внутреннее знание становится социальным поведением. Так объединяются мозг, сердце и мышцы. Главное в этом шаге — практика. Снова и снова пробовать разные варианты, чтобы сформировать новую реакцию.

Стенли Келеман. Воплощая опыт. Глава 1
ШАГ 5. Возвращение на поверхность: реорганизация или новая форма

Перевод: Дарья Носкова

Все главы книги

Перевод на Гугло-диске (без картинок)

Книга на Амазоне (на английском)

Оставить комментарий